Тем самым российское законодательство обязало установить тахографы на автотранспортные средства, относящиеся к категориям C, D и E, кроме транспорта, передвигающегося по маршрутам, протяженность которых не более 50 километров (там существуют другие режимные правила).
На транспортных средствах, выпущенных после 2006 года, предусмотрены места для размещения тахографов и поэтому установка занимает не более 2,5 часов, что зависит от места расположения датчика скорости, длины провода, ведущего к кабине, от того потребуется ли менять датчик скорости и спидометр. Эта инструкция будет полезна тем кто устанавливает тахограф своими руками или начинающим мастерам.
Нам потребуется следующее оборудование для установки тахографа:
- само устройство;
- провод;
- фишки для подключения;
- датчик скорости и спидометр (при необходимости);
- набор ключей и головок;
- контролька;
- тестер.
Правила установки тахографа
Для прибора в салоне отведено штатное место 1din. Тахограф надо установить так, чтобы его было хорошо видно водителю во время поездки, а также он был легкодоступен для проверки. Если не предусмотрено место крепления датчика, то для его установки потребуется проявить всю смекалку. Относительно датчика, который необходимо приобрести, лучше посоветоваться со специалистом в данном конкретном случае.
Спутниковые антненны должны быть установлены так чтобы «видеть» небосвод. Недопускается установка под металлическими поверхностями. Возможно выносить антенны на крышу кабины.
Провод, идущий отдатчика к тахографу необходимо проложить так, чтобы его целостность можно было проконтролировать визуально. При монтаже провод запрещается разрезать – у маршрута прокладки, не должно быть узких мест. Поскольку провода бронированы, места изменения направления должны иметь большой радиус. Правда, опыт их эксплуатации свидетельствует о плохой стойкости к реагентам, используемым в ряде российских регионов, поэтому провода прокладывать лучше в местах труднодоступных для попадания на них соли.
Если во время установки датчика тахографа приходится отключать датчик спидометра, то потребуется протянуть провода от устройства к спидометру. Следует учитывать, что запрещено врезаться в датчик спидометра — сигнал надо брать с другого разъема тахографа.
Поскольку датчики различаются по характеристикам сигнала и по их количеству относительно пройденного расстояния, то калибровке специалистом также подлежит спидометр.
Процесс установки
Весь процесс можно разделить на несколько этапов:
- осмотр машины на предмет необходимости замены датчика скорости и спидометра;
- подбор и замена (по необходимости) датчика скорости и спидометра;
- подключение проводов тахографа к датчику скорости и спидометра;
- проверка;
- калибровка и активизация блока СКЗИ(производится в специализированном центре).
Теперь о каждом пункте подробнее.
Датчик скорости и спидометр
При осмотре ТС необходимо обратить внимание на датчик скорости и спидометр. Если спидометр механический с тросиком, то его однозначно под замену, а также потребуется установка датчика скорости. Возможен вариант использования проходного датчика, чтобы оставить старый спидометр, но этот вариант только на крайний случай. При установке тахографа на Камаз, могут встретиться датчики скорости в виде маленького генератора, который в зависимости от скорости меняет напряжение которое подается в спидометре, в котором установлен моторчик, скорость вращения которого напрямую зависит от напряжения.
При установке тахографа нам МАЗ нам может понадобиться переходник для монтажа нового датчика скорости, его можно подобрать в магазине или выточить (для особых экстремалов).
Если нужно менять спидометр и датчик, проводим работы по их замене. Проводятся они очень просто, чуть выше даны рекомендации по прокладке нового кабеля от коробки до спидометра. Датчик скорости как правило просто выкручивается, и взамен его вкручивается новый.
Теперь подключаем устройство к бортовой сети
Схема подключения тахографа как правило разная, вызвано это огромным количеством не только марок машин, но и их модификациями. Как правило основные подключаемые провода при монтаже:
— питание +12\24 Вольта. Берется на 1 контуре питания или протягивается от АКБ;
— масса. Подключается на корпус или тянется из клеммной колодки с массой. если на кузове\корпусе ТС нет массы (например автомобили MAN);
— зажигание. Как правило есть на замке зажигания (тумблере) или под приборной панелью, обозначается как ACC;
— включение габаритов\ближнего света. Предназначено для автоматической регулировки яркости дисплея тахографа, берется от блока предохранителей, в котором предохранитель от света или от провода на фары под приборной панелью;
— питание датчика скорости. Питание идет от тахографа к датчику. Тут все просто, согласно схемы на датчике подаем плюс;
— масса датчика скорости аналогично;
— сигнал от датчика скорости. Просто подключаем от датчика напрямую на разъем;
— выход на спидометр. Подключается для того, чтобы работал спидометр. Подключение производить именно от тахографа, а не от датчика скорости. Скрутки «все в кучу» не допускаются!
— дополнительное оборудование по необходимости (датчики уровня топлива, температурные датчики и доп. оборудование).
Проверяем установку.
Включаем тахограф, он должен включиться. Все кнопки должны функционировать. При включении света, яркость дисплея должна гаснуть. Заводим автомобиль и проверяем сигнал зажигания. Проезжаем небольшой отрезок и убеждаемся, что тахограф считает километраж.
После всех проверок смело отправляйтесь в допущенный до калибровки и установки сервисный центр для калибровки устройства и активизации блока СКЗИ (если у вас он есть).